Мое раннее детство, прошедшее в сельской местности (в Алексенцах Сребнянского р -на Черниговской области) пришлось на тяжелейшие послевоенные годы, оставившие в моей памяти не только неизгладимые эмоциональные воспоминания до слез о голоде, холоде и неописуемой бедности сельских людей, ютившихся в холодных землянках, погребах и сараях на пепелищах собственных усадьб, но и незабываемый духовный след в моей душе о бескорыстной и сердечной доброте, дружбе, отзывчивости и коллективной сплоченности этих простых деревенских людей сельской глубинки, человеческие поступки которых навсегда врезались в мою память и фактически сформировали морально – нравственное начало моей личности.
Не вдаваясь в отдельные детали тех событий хотелось бы сосредоточить внимание читателей на том, что все это оставило в моей памяти такой незабываемый и неизгладимый след, что я и до сих пор до мелочей помню каждый их эпизод и вряд ли когда -- либо их забуду. Они, как заноза, врезались в мою память и фактически стали частью меня и моей морально – нравственной совести. Да и как их можно забыть? Как, к примеру, можно забыть вдов, стариков и голодных детей, впрягавшихся в плуги для вспашки своих клочков земли, чтобы прокормиться и не умереть с голоду? Или как можно забыть, что те же голодные вдовы, старики и дети устраивали сельские толоки и коллективно строили для своих бездомных односельчан, в том числе и для семьи моей родни, Александры Скрибки (тети Саньки) с тремя малолетними детьми (вдовы моего погибшего на войне дяди), проживавших в землянках, погребах и сараях, дома – топтухи из кольев, плетней, глины и соломы, которые давали им возможность уже хоть как – то жить по --человечески? Такое не забывается. Да, собственно, и как можно забыть то, что касалось твоей семьи (отца, матери и тебя), проживавшей в дедовском доме (хате), стоявшего напротив сельского магазина (крамницi) в центре села (рядом с домом Муранов), который сожги, отступавшие (после своего поражения на Курской дуге) немцы. И хотя я был еще младенцем (меня в тряпке выбросили с горящего дома в снег) и всего этого я не помню, но лишенная своего очага семья, состоявшая из моей матери и меня (отец с партизанами влился в Красную Армию и ушел на фронт) еще долгие годы (до нашего отъезда в г. Киев в 1952 году) ютились по пустующим, бесхозным, холодным и убогим сельским домам (см. фото), опустевшим от смерти их одиноких и состарившихся хозяев -- наших односельчан.
Не забыть мне и бережного отношения людей, питавшихся, в основном, лушпайками, отрубями и макухой (жмыхой от отжима подсолнечника), к хлебу.
До сих пор стоит перед глазами случай, когда одна из моих одноклассниц – первоклашек (имени и фамилии ее уже, к сожалению, не помню, но на фото она в переднем ряду вторая слева, а я во втором ряду второй слева), у которой был пожилой дедушка, пригласила меня после школы к себе в дом, находившийся справа у брода на левый берег реки по дороге от центра села мимо магазина и хозяйственных ангаров (комор). Понимая , что мы вернулись со школы и, вероятно, проголодались, дедушка взял буханку хлеба, лежавшую на столе, и отрезал нам по кусочку хлеба, а сам смел со стола в ладонь хлебные крошки и отправил себе в рот, давая понять нам, детям, цену хлеба. Образ этого мудрого старика и его отношение к хлебу остался в моей памяти на всю жизнь.
И всякий раз, когда я наблюдаю, как отправляют на помойку горы объедков из хлеба и других продуктов, я вспоминаю этого мудрого старика. Пухом ему земля! И самое парадоксальное, что большинство из нас все это понимает, но почему – то ведет себя несколько иначе, чем тот малограмотный пожилой человек из сельской глубинки.
Так как же можно это все забыть? Забыть не понимая, что развиваясь и имея уже все это в достатке, мы все -- же что – то с годами растеряли и утратили. И это горько и печально. Вот почему это в моей памяти осталось навсегда. И я, как и те,кто пережил те страшные годы, не только будут помнить об этом до конца своей жизни, но и прилагать все свои силы, чтобы подобное не повторилось в нашей жизни в будущем. Такого допустить больше нельзя!
А коль скоро причиной всего этого явилась война (все остальное --- ее следствие), то всем нам следует сделать все возможное, чтобы она, наконец, прекратилась. Так как война – это зло и трагическое явление в жизни людей под каким бы соусом (даже благим) она нам не преподносилась. Ибо именно благими намерениями и вымощена дорога в ад (ср. Библия Мф. 7:13: «Широки ворота погибели и просторна дорога, туда ведущая»; Библия Сир. 21:11: «Путь грешников вымощен камнями, но на конце его — пропасть ада»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий